Типы документов

Реклама

Партнеры

Постановление администрации Козловского района ЧР от 31.12.2013 N 794 "Об утверждении муниципальной программы Козловского района "Развитие потенциала природно-сырьевых ресурсов Козловского района Чувашской Республики" на 2014 - 2020 годы"



АДМИНИСТРАЦИЯ КОЗЛОВСКОГО РАЙОНА
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 декабря 2013 г. № 794

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
КОЗЛОВСКОГО РАЙОНА "РАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛА
ПРИРОДНО-СЫРЬЕВЫХ РЕСУРСОВ КОЗЛОВСКОГО РАЙОНА
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ" НА 2014 - 2020 ГОДЫ
Список изменяющих документов
(в ред. Постановления администрации Козловского района ЧР
от 19.08.2014 № 571)

Администрация Козловского района постановляет:
1. Утвердить муниципальную программу Козловского района "Развитие потенциала природно-сырьевых ресурсов Козловского района Чувашской Республики" на 2014 - 2020 годы (прилагается).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления, организациям всех форм собственности принять участие в реализации мероприятий Программы.
3. Признать утратившим силу постановление администрации Козловского района ЧР от 10.10.2013 № 614.
4. Контроль за исполнением возложить на заместителя главы администрации Козловского района - начальника отдела сельского хозяйства, экономики, земельных и имущественных отношений Забраева Ю.А.
5. Опубликовать настоящее постановление в периодическом печатном издании "Козловский вестник".

Глава администрации
Козловского района
В.Н.КОЛУМБ





ПАСПОРТ
ПРОГРАММЫ КОЗЛОВСКОГО РАЙОНА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
"РАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛА ПРИРОДНО-СЫРЬЕВЫХ РЕСУРСОВ И ПОВЫШЕНИЕ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ" НА 2014 - 2020 ГОДЫ
Список изменяющих документов
(в ред. Постановления администрации Козловского района ЧР
от 19.08.2014 № 571)

Ответственный исполнитель районной программы
-
Администрация Козловского района Чувашской Республики
Соисполнители районной программы
-
Администрация Андреево-Базарского сельского поселения, Администрация Аттиковского сельского поселения, Администрация Байгуловского сельского поселения, Администрация Еметкинского сельского поселения, Администрация Карамышевского сельского поселения, Администрация Карачевского сельского поселения, Администрация Козловского городского поселения, Администрация Солдыбаевского сельского поселения, Администрация Тюрлеминского сельского поселения, Администрация Янгильдинского сельского поселения, арендаторы ГТС, ООО "Коммунальщик"
Подпрограммы районной программы
-
"Повышение экологической безопасности в Козловском районе Чувашской Республики на 2014 - 2020 гг.";
Программно-целевые инструменты районной программы
-
подпрограмма Повышение экологической безопасности в Козловском районе Чувашской Республике" муниципальной программы Козловского района Чувашской Республики "Развитие потенциала природно-сырьевых ресурсов и повышение экологической безопасности" на 2014 - 2020 годы"
Цели районной программы
-
совершенствование системы муниципального мониторинга земель, обеспечивающей реализацию государственной политики в области рационального использования и охраны земель;
сохранение биологического разнообразия на территории Козловского района Чувашской Республики;
обеспечение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод;
обеспечение безопасности гидротехнических сооружений;
повышение уровня экологической безопасности и улучшение состояния окружающей среды
Задачи районной программы
-
обеспечение внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об ограничениях, связанных с особыми условиями использования особо охраняемых природных территорий;
охрана водных объектов и увеличение их пропускной способности;
предотвращение негативного воздействия вод;
защита населенных пунктов, объектов экономики и социальной инфраструктуры от подтопления и затопления за счет строительства новых и реконструкции существующих защитных сооружений;
обеспечение безаварийной эксплуатации гидротехнических сооружений за счет проведения ремонтно-восстановительных мероприятий;
обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду
Целевые индикаторы и показатели районной программы
-
достижение к 2021 году следующих показателей:
уменьшение объемов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников и зарегистрированного на территории Козловского района Чувашской Республики автомобильного транспорта в расчете на единицу валового регионального продукта до 329,4 кг/млн. рублей;
увеличение доли использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся в процессе производства и потребления отходов до 50 процентов;
увеличение доли площади территории Козловского района Чувашской Республики, занятой особо охраняемыми природными территориями, в общей площади территории Чувашской Республики до 1,5 процента;
внесение в государственный кадастр недвижимости сведений об ограничениях, связанных с особыми условиями использования всех особо охраняемых природных территорий регионального значения, расположенных на территории Козловского района;
увеличение доли расходов консолидированного бюджета Козловского района Чувашской Республики на охрану окружающей среды в общем объеме средств, поступивших в районный бюджет Козловского района Чувашской Республики в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду, денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, сумм по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, до 38,4 процента
Срок реализации районной программы
-
2014 - 2020 годы
Объемы финансирования районной подпрограммы с разбивкой по годам ее реализации
-
общий объем финансирования районной подпрограммы составит 41787,3 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 год - 12940,0 тыс. рублей;
2015 год - 13016,0 тыс. рублей;
2016 год - 7040,0 тыс. рублей;
2017 год - 2089,0 тыс. рублей;
2018 год - 2182,1 тыс. рублей;
2019 год - 2297,85 тыс. рублей;
2020 год - 2322,35 тыс. рублей;
средства местных бюджетов - 5307,3 тыс. рублей, в том числе:
2014 год - 600,0 тыс. рублей;
в т.ч.:
районный бюджет - 500,0 тыс. рублей;
бюджет Андреево-Базарского с/пос. 10,0 тыс. руб.;
бюджет Аттиковского с/пос. 10,0 тыс. руб.;
бюджет Байгуловского с/пос. 10,0 тыс. руб.;
бюджет Еметкинского с/пос. 10,0 тыс. руб.;
бюджет Карамышевского с/пос. 10,0 тыс. руб.;
бюджет Карачевского с/пос. 10,0 тыс. руб.;
бюджет Солдыбаевского с/пос. 10,0 тыс. руб.;
бюджет Тюрлеминского с/пос. 20,0 тыс. руб.;
бюджет Янгильдинского с/пос. 10,0 тыс. руб.;
2015 год - 676,0 тыс. рублей;
в т.ч.
район 476,0 тыс. рублей;
бюджет Андреево-Базарского с/ пос. 10,0 тыс. руб.;
бюджет Аттиковского с/пос. 10,0 тыс. руб.;
бюджет Байгуловского с/пос. 10,0 тыс. руб.;
бюджет Еметкинского с/пос. 10,0 тыс. руб.;
бюджет Карамышевского с/пос. 10,0 тыс. руб.;
бюджет Карачевского с/пос. 10,0 тыс. руб.;
бюджет Козловского г/пос. 100,0 тыс. руб.;
бюджет Солдыбаевского с/пос. 10,0 тыс. руб.;
бюджет Тюрлеминского с/пос. 20,0 тыс. руб.;
бюджет Янгильдинского с/пос. 10,0 тыс. руб.;
2016 год - 700,0 тыс. рублей;
в т.ч.
районный бюджет 500,0 тыс. рублей;
бюджет Андреево-Базарского с/пос. 10,0 тыс. руб.;
бюджет Аттиковского с/пос. 10,0 тыс. руб.;
бюджет Байгуловского с/пос. 10,0 тыс. руб.;
бюджет Еметкинского с/пос. 10,0 тыс. руб.;
бюджет Карамышевского с/пос. 10,0 тыс. руб.;
бюджет Карачевского с/пос. 10,0 тыс. руб.;
бюджет Козловского г/пос. 100,0 тыс. руб.;
бюджет Солдыбаевского с/пос. 10,0 тыс. руб.;
бюджет Тюрлеминского с/пос. 20,0 тыс. руб.;
бюджет Янгильдинского с/пос. 10,0 тыс. руб.;
2017 год - 749 тыс. рублей;
в т.ч.
районный бюджет 535,0 тыс. рублей;
бюджет Андреево-Базарского с/пос. 10,7 тыс. руб.;
бюджет Аттиковского с/пос. 10,7 тыс. руб.;
бюджет Байгуловского с/пос. 10,7 тыс. руб.;
бюджет Еметкинского с/пос. 10,7 тыс. руб.;
бюджет Карамышевского с/пос. 10,7 тыс. руб.;
бюджет Карачевского с/пос. 10,7 тыс. руб.;
бюджет Козловского г/пос. 107,0 тыс. руб.;
бюджет Солдыбаевского с/пос. 10,7 тыс. руб.;
бюджет Тюрлеминского с/пос. 21,4 тыс. руб.;
бюджет Янгильдинского с/пос. 10,7 тыс. руб.;
2018 год - 842,1 тыс. руб.;
в т.ч.
районный бюджет 572,45 тыс. рублей;
бюджет Андреево-Базарского с/пос. 11,5 тыс. руб.;
бюджет Аттиковского с/пос. 11,5 тыс. руб.;
бюджет Байгуловского с/пос. 11,5 тыс. руб.;
бюджет Еметкинского с/пос. 11,5 тыс. руб.;
бюджет Карамышевского с/пос. 11,5 тыс. руб.;
бюджет Карачевского с/пос. 11,5 тыс. руб.;
бюджет Козловского г/пос. 114,5 тыс. руб.;
бюджет Солдыбаевского с/пос. 11,5 тыс. руб.;
бюджет Тюрлеминского с/пос. 22,9 тыс. руб.;
бюджет Янгильдинского с/пос. 11,5 тыс. руб.;
2019 год - 857,85 тыс. руб.;
в т.ч.
районный бюджет 612,45 тыс. рублей;
бюджет Андреево-Базарского с/пос. 12,3 тыс. руб.;
бюджет Аттиковского с/пос. 12,3 тыс. руб.;
бюджет Байгуловского с/пос. 12,3 тыс. руб.;
бюджет Еметкинского с/пос. 12,3 тыс. руб.;
бюджет Карамышевского с/пос. 12,3 тыс. руб.;
бюджет Карачевского с/пос. 12,3 тыс. руб.;
бюджет Козловского г/пос. 122,5 тыс. руб.;
бюджет Солдыбаевского с/пос. 12,3 тыс. руб.;
бюджет Тюрлеминского с/пос. 24,5 тыс. руб.;
бюджет Янгильдинского с/пос. 12,3 тыс. руб.;
2020 год - 875,35 тыс. руб.;
в т.ч.
районный бюджет 612,45 тыс. рублей;
бюджет Андреево-Базарского с/пос. 13,2 тыс. руб.;
бюджет Аттиковского с/пос. 13,2 тыс. руб.;
бюджет Байгуловского с/пос. 13,2 тыс. руб.;
бюджет Еметкинского с/пос. 13,2 тыс. руб.;
бюджет Карамышевского с/пос. 13,2 тыс. руб.;
бюджет Карачевского с/пос. 13,2 тыс. руб.;
бюджет Козловского г/пос. 131,1 тыс. руб.;
бюджет Солдыбаевского с/пос. 13,2 тыс. руб.;
бюджет Тюрлеминского с/пос. 26,2 тыс. руб.;
бюджет Янгильдинского с/пос. 13,2 тыс. руб.;
средства внебюджетных источников - 36480,0 тыс. рублей, в том числе:
2014 год - 12340,0 тыс. рублей;
2015 год - 12340,0 тыс. рублей;
2016 год - 6340,0 тыс. рублей;
2017 год - 1340,0 тыс. рублей;
2018 год - 1340,0 тыс. рублей;
2019 год - 1340,0 тыс. рублей;
2020 год - 1440,0 тыс. рублей.
Объемы и источники финансирования районной программы уточняются при формировании бюджета Козловского района Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период
(позиция в ред. Постановления администрации Козловского района ЧР от 19.08.2014 № 571)
Ожидаемые результаты реализации районной программы
-
реализация районной программы позволит:
создать новые рабочие места, повысить занятость и уровень жизни населения, осуществить строительство и ремонт автомобильных дорог, жилья;
обеспечить сохранение биологического разнообразия на территории Козловского района Чувашской Республики;
снизить вероятность нарушения жизнедеятельности населения вследствие негативного воздействия вод;
предотвратить загрязнение водных объектов за счет установления специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в границах водоохранных и прибрежных защитных полос;
увеличить количество гидротехнических сооружений, имеющих безопасное техническое состояние;
уменьшить негативное воздействие хозяйственной и иной деятельности на компоненты природной среды за счет снижения выбросов в атмосферный воздух, очистки поверхностных и хозяйственно-бытовых стоков, переработки, обезвреживания и безопасного размещения отходов.

Введение

Целевая программа Козловского района Чувашской Республики "Развитие потенциала природно-сырьевых ресурсов и повышение экологической безопасности" на 2014 - 2020 годы разработана в целях реализации федеральных законов "Об охране окружающей среды", "Об отходах производства и потребления", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".

Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными мероприятиями

Безопасное обращение с отходами в условиях современности, повышение уровня экологической безопасности и улучшение состояния окружающей среды являются одними из основных требований способствующих улучшению качества жизни населения.
Наиболее острой проблемой, способствующей ухудшению качества окружающей среды и нарастанию экологической напряженности, на территории Козловского района, является загрязнение отходами производства и потребления.
Увеличиваются объемы отходов, размещаемых на санкционированной свалке. Количество твердых бытовых отходов неуклонно возрастает из-за изменения образа жизни (в основном от использования одноразовой посуды, различных емкостей, оберточных и упаковочных материалов и т.д.), возрастает сложность состава бытовых отходов. В настоящее время содержание основных компонентов ТБО колеблется в пределах:
- макулатура - 58%
- пищевые отходы - 4,5%
- пластмасса разная - 4,6%
- металлолом - 19,7%
- древесные отходы - 1,7%
- стеклобой - 7%.
До 2010 г. сбор вторичных ресурсов, осуществлялось пунктами, созданными ООО "Чебоксарской Универбазой" и составляло 70,0 тонн макулатуры, 1,0 тонна полиэтилена, 32,0 т ветоши. Это всего 5 процентов от общего количества образовавшихся за год отходов, что составляет незначительное количество и характеризует недостаточное вовлечение их в товарный оборот в качестве дополнительных источников сырья. В 2010 г. ООО "Коммунальщик", разработав бизнес-план, начал сортировку и прессование макулатуры, пластика, полиэтилена и ветоши. Объем вторсырья, собранный ООО "Коммунальщик" за 2012 г. составило: картона 45,14 т, стеклотары 34,77 т, ПЭТ бутылок 2,84 т, за 8 месяцев 2013 г. ООО "Коммунальщик" собрал: картона 33,652 т, стеклотары 26,368 т, ПЭТ бутылок 1,256 т.
ООО "Коммунальщик" планирует расширить работу в этом направлении. На большинстве предприятий района работа по раздельному сбору отходов организована слабо, работа ведется в основном по раздельному сбору опасных отходов (ртутьсодержащие и маслосодержащие отходы), которые направляются на утилизацию в специализированные предприятия.
Для сокращения объемов отходов, направляемых на захоронение на свалку, требуется внедрение соответствующих экологически безопасных технологий сортировки и селективного сбора твердых бытовых отходов от населения, а также на предприятиях и организациях.
В настоящее время на объекте размещения отходов - санкционированной свалке у д. Новая Тюрлема ведутся работы по пуску в эксплуатацию мусоросортировочного узла. Санкционированная свалка Козловского района включена в реестр объектов размещения отходов и находится в аренде у ООО "Коммунальщик". В 2013 г. предприятие получило бессрочную лицензию.

Основные цели, задачи и сроки реализации Программы

Основной целью настоящей Программы является повышение экологической безопасности на территории Козловского района, что предполагает повышение защищенности компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия отходов на территории Козловского района.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: содержание существующей свалки согласно санитарных и экологических требований, с внедрением более совершенного (безопасного) технологического процесса захоронения, ее благоустройство; снижение негативного воздействия на окружающую среду отходов производства и потребления путем уменьшения объемов отходов направляемых на захоронение, селективный сбор и сортировка отходов, использование отходов в качестве вторичных источников сырья и предупреждения загрязнения территорий опасными отходами, строительство нового полигона ТБО, рекультивация существующей санкционированной свалки, сохранение и восстановление природной среды; формирование экологической культуры.
Масштабность и ресурсоемкость задач, которые необходимо решить в целях повышения экологической безопасности в Козловском районе, обусловлены их комплексностью и взаимосвязанностью. Это требует координации действий по реализации разнородных мероприятий организационного, научно-методического, проектного и восстановительно-строительного характера, согласованности по объемам и времени привлечения средств республиканского бюджета Чувашской Республики, местного бюджета и внебюджетных источников и может быть достигнуто только программно-целевым методом.
Программа реализуется в 2014 - 2020 годах.

Система программных мероприятий

Система мероприятий Программы направлена на достижение намеченной цели и решение поставленных задач.
Мероприятия Программы по основным направлениям предусматривают:
Раздел 1. Снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
- строительство мусоросортировочной станции, создание производства по первичной переработке отходов;
- благоустройство существующей свалки (в т.ч. подготовка к рекультивации);
- осуществление контроля за соблюдением требований санитарного и природоохранного законодательства при эксплуатации и обслуживании свалки; разработка нормативной технической документации (НТД): регламента, режима работы, инструкции по приему бытовых отходов, соблюдение схемы санитарной очистки;
- контроля за качеством и количеством поступающих на санкционированную свалку отходов;
- устройство живого ограждения по периметру территории свалки, озеленение санитарно-защитной зоны, обустройство подъездных путей, содержание в чистоте прилегающей к санкционированной свалке территории;
1. мониторинг за состоянием окружающей среды в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона.
- строительство полигона ТБО, сдача в эксплуатацию;
- рекультивация существующей санкционированной свалки;
- изготовление, замена и установка в достаточном количестве контейнеров для сбора ТБО, урн для мусора на площадях, улицах, парках, коллективных садах, гаражных кооперативах, остановках и др.;
- ликвидация несанкционированных свалок ТБО в населенных пунктах;
- организация сбора ртутьсодержащих отходов от населения;
- устройство контейнерных площадок с твердым покрытием, ограждение контейнерных площадок;
- внедрение раздельного сбора отходов на предприятиях;
- организация пунктов сбора вторичного сырья и сбор вторичного сырья от населения.
Раздел 2. Развитие сети особо охраняемых природных территорий и сохранение биологического разнообразия.
Проведение природоохранных мероприятий на территориях ООПТ.
Раздел 3. Сохранение и восстановление природной среды.
Озеленение территорий населенных пунктов
Раздел 4. Формирование экологической культуры.
Проведение мероприятий по формированию экологической культуры.

Ресурсное обеспечение Программы

Общий объем финансирования за весь период реализации Программы составляет 41887,3 тыс. рублей, в том числе за счет средств местных бюджетов - 5407,3 тыс. рублей, внебюджетных источников - 36480,0 тыс. рублей
В ходе реализации Программы объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению с учетом реальных возможностей местных бюджетов Козловского района.

Механизм реализации Программы
и контроль за ходом ее выполнения

Заказчиком Программы является администрация Козловского района.
Механизм реализации Программы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей мероприятий, направленные на повышение экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности в Козловском районе.
Администрация Козловского района координирует деятельность исполнителей по выполнению программных мероприятий, контролирует использование финансовых средств, определяет первоочередность выполнения мероприятий с учетом приоритетных направлений Программы.
Исполнители мероприятий Программы ежегодно к 1 февраля до 2016 г. представляют в отдел сельского хозяйства администрации Козловского района информацию о ходе реализации Программы для обобщения и последующего информирования Собрания депутатов Козловского района.


VI. Оценка эффективности Программы

Реализация программных мероприятий позволит:
Уменьшить негативное воздействие хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду за счет снижения объемов отходов, направляемых на захоронение на свалку,
улучшить санитарное состояние и благоустройство территорий,
повысить экологической культуру,
возвратить в хозяйственный оборот ценную часть ТБО - вторичное сырье.

Индикаторы
ожидаемой эффективности реализации мероприятий Программы

N
пп
Наименование показателей
2014 г.
2015 г.
2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1.
Демеркуризация ртутьсодержащих отходов
ежегодная сдача на утилизацию
ежегодная сдача на утилизацию
ежегодная сдача на утилизацию
ежегодная сдача на утилизацию
ежегодная сдача на утилизацию
ежегодная сдача на утилизацию
ежегодная сдача на утилизацию
2.
Осуществление селективного сбора ТБО: макулатуры, пластмассы, ветоши, стеклобоя (увеличение в процентах к предыдущему году)
не менее 5%
не менее 5%
не менее 5%
не менее 5%
не менее 5%
не менее 5%
не менее 5%
3
Количество контейнеров для ТБО на 1 человека (увеличение в процентах к предыдущему году)
не менее 3%
не менее 3%
не менее 3%
не менее 3%
не менее 3%
не менее 3%
не менее 3%





Приложение № 1
к программе
"Развитие потенциала
природно-сырьевых ресурсов
Козловского района
Чувашской Республики"
на 2014 - 2020 годы"

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПОДПРОГРАММЫ ЗА СЧЕТ ВСЕХ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ
Список изменяющих документов
(в ред. Постановления администрации Козловского района ЧР
от 19.08.2014 № 571)

Статус
Наименование муниципальной программы (основного мероприятия)
Код бюджетной классификации
Источники финансирования
Оценка расходов по годам, тыс. рублей
ГРБС
РзПр
ЦСР
ВР
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
I. Снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду
Подпрограмма: "Повышение экологической безопасности в Козловском районе Чувашской Республике на 2014 - 2020 годы"
Мероприятия по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений
x
x
x
x
Внебюджетный источник
0,06
0,06
0,06
0,06
0,06
0,06
0,06
Строительство первой очереди межмуниципального объекта размещения твердых бытовых отходов с участками сортировки и переработки
x
x
x
x
Внебюджетный источник
0
0
0
0,5
0,5
0,5
0
Организация в населенных пунктах сбора, в том числе раздельного, и вывоза ТБО
x
x
x
x
Внебюджетный источник
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
Строительство мусоросортировочной станции с участками первичной обработки, сортировки и временного накопления вторсырья
x
x
x
x
Внебюджетный источник
5,0
5,0
5,0
0
0
0
0
Мероприятия по обеспечению экологических и гигиенических требований к содержанию объектов размещения твердых бытовых отходов
x
x
x
x
Внебюджетный источник
0,05
0,05
0,05
0,05
0,05
0,05
0,05
Создание производства по первичной переработке отходов в Козловском районе - организация производства по механической переработке изношенных шин
x
x
x
x
Внебюджетный источник
5,0
5,0
0
0
0
0
0
Приобретение контейнеров для сбора и вывоза ТБО
x
x
x
x
Внебюджетный источник
0,05
0,05
0,05
0,05
0,05
0,05
0,05
Ликвидация несанкционированных свалок ТБО
x
x
x
x
Внебюджетный источник
0,05
0,05
0,05
0,05
0,05
0,05
0,05
Рекультивация санкционированной свалки ТБО Козловского района
x
x
x
x
Внебюджетный источник
0
0
0
0
0
0
0,6
Мероприятия, направленные на снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду: сбор и демеркуризация ртутьсодержащих отходов, облесение прибрежных полос и т.д.
993
0603
Ч331013
244
Бюджеты поселений:
100,0
200,0
200,0
214,0
269,65
245,4
262,9
993
0603
Ч331013
244
А-Базарское с/п
10,0
10,0
10,0
10,7
11,5
12,3
13,2
993
0603
Ч331013
244
Аттиковское с/п
10,0
10,0
10,0
10,7
11,5
12,3
13,2
993
0603
Ч331013
244
Байгуловское с/п
10,0
10,0
10,0
10,7
11,5
12,3
13,2
993
0603
Ч331013
244
Еметкинское с/п
10,0
10,0
10,0
10,7
11,5
12,3
13,2
993
0603
Ч331013
244
Карамышевское с/п
10,0
10,0
10,0
10,7
11,5
12,3
13,2
993
0603
Ч331013
244
Карачевское с/п
10,0
10,0
10,0
10,7
11,5
12,3
13,2
993
0603
Ч331013
244
Козловское г/п
0,0
100,0
100,0
107,0
114,5
122,5
131,1
993
0603
Ч331013
244
Солдыбаевское с/п
10,0
10,0
10,0
10,7
11,5
12,3
13,2
993
0603
Ч331013
244
Тюрлеминское с/п
20,0
20,0
20,0
21,4
22,9
24,5
26,2
993
0603
Ч331013
244
Янгильдинское с/п
10,0
10,0
10,0
10,7
11,5
12,3
13,2
(позиция в ред. Постановления администрации Козловского района ЧР от 19.08.2014 № 571)

Создание лаборатории для осуществления контроля за состоянием окружающей среды в зонах влияния существующего и вновь создаваемого объекта размещения твердых бытовых отходов в Козловском районе
x
x
x
x
Внебюджетный источник
1,5
1,5
0,5
0
0
0
0
Всего по разделу

12,41
12,41
6,41
1,424
1,47965
1,4554
1,5799
местный бюджет

0,2
0,2
0,2
0,214
0,26965
0,2454
0,2699
внебюджетные источники

12,21
12,21
6,21
1,21
1,21
1,21
1,31
II Развитие сети особо охраняемых природных территорий и сохранение биологического разнообразия
Проведение природоохранных мероприятий на особо охраняемых природных территориях
x
x
x
x
Внебюджетный источник
0,02
0,02
0.02
0,02
0.02
0,02
0.02
Всего

0,02
0,02
0.02
0,02
0.02
0,02
0.02
Всего по разделу

0,02
0,02
0.02
0,02
0.02
0,02
0.02
III. Сохранение и восстановление природной среды
Развитие зеленого фонда городского и сельских поселений
x
x
x
x
Внебюджетный источник
0,02
0,02
0,02
0,02
0,02
0,02
0,02
внебюджетные источники

0,02
0,02
0,02
0,02
0,02
0,02
0,02
Всего по разделу

0,02
0,02
0,02
0,02
0,02
0,02
0,02
IV. Формирование экологической культуры
Мероприятия по формированию экологической культуры
903
0412
Ч331016
244
903
0,5
0,476
0,5
0,535
0,57245
0,61245
0,61245
Районный бюджет Козловского района








x
x
x
x
Внебюджетный источник
0,02
0,02
0,02
0,02
0,02
0,02
0,02
Реализация проектов, акций, мероприятий по охране окружающей среды
x
x
x
x
Внебюджетный источник
0,02
0,02
0,02
0,02
0,02
0,02
0,02
Организация и проведение природоохранных акций и мероприятий
x
x
x
x
Внебюджетный источник
0,02
0,02
0,02
0,02
0,02
0,02
0,02
Информационное обеспечение
x
x
x
x
Внебюджетный источник
0,02
0,02
0,02
0,02
0,02
0,02
0,02
Подготовка буклетов, информационных сборников
x
x
x
x
Внебюджетный источник
0,01
0,01
0,01
0,01
0,01
0,01
0,01
Всего по разделу

0,59
0,566
0,59
0,625
0,66245
0,70245
0,70245
Местный бюджет

0,5
0,476
0,5
0,535
0,57245
0,61245
0,61245
Внебюджетный источник

0,09
0,09
0,09
0,09
0,09
0,09
0,09
Всего по подпрограмме

13,04
13,016
7,04
2,089
2,1821
2,19785
2,32235
Местный бюджет

0,7
0,676
0,7
0,749
0,8421
0,85785
0,88235
Внебюджетный источник

12,34
12,34
6,34
1,34
1,34
1,34
1,44





ПАСПОРТ
подпрограммы Козловского района Чувашской Республики
"Повышение экологической безопасности в Козловском районе
Чувашской Республики на 2014 - 2020 гг."
Список изменяющих документов
(в ред. Постановления администрации Козловского района ЧР
от 19.08.2014 № 571)

Ответственный исполнитель районной программы
-
Администрация Козловского района Чувашской Республики
Соисполнители районной программы
-
Администрация Андреево-Базарского сельского поселения, Администрация Аттиковского сельского поселения, Администрация Байгуловского сельского поселения, Администрация Еметкинского сельского поселения, Администрация Карамышевского сельского поселения, Администрация Карачевского сельского поселения, Администрация Козловского городского поселения, Администрация Солдыбаевского сельского поселения, Администрация Тюрлеминского сельского поселения, Администрация Янгильдинского сельского поселения, арендаторы ГТС, ООО "Коммунальщик"
Цели районной подпрограммы
-
совершенствование системы муниципального мониторинга земель, обеспечивающей реализацию государственной политики в области рационального использования и охраны земель;
сохранение биологического разнообразия на территории Козловского района Чувашской Республики;
обеспечение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод;
обеспечение безопасности гидротехнических сооружений;
повышение уровня экологической безопасности и улучшение состояния окружающей среды
Задачи районной подпрограммы
-
обеспечение внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об ограничениях, связанных с особыми условиями использования особо охраняемых природных территорий;
охрана водных объектов и увеличение их пропускной способности;
предотвращение негативного воздействия вод;
защита населенных пунктов, объектов экономики и социальной инфраструктуры от подтопления и затопления за счет строительства новых и реконструкции существующих защитных сооружений;
обеспечение безаварийной эксплуатации гидротехнических сооружений за счет проведения ремонтно-восстановительных мероприятий;
обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду
Целевые индикаторы и показатели районной подпрограммы
-
достижение к 2021 году следующих показателей:
уменьшение объемов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников и зарегистрированного на территории Козловского района Чувашской Республики автомобильного транспорта в расчете на единицу валового регионального продукта до 329,4 кг/млн. рублей;
увеличение доли использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся в процессе производства и потребления отходов до 50 процентов;
увеличение доли площади территории Козловского района Чувашской Республики, занятой особо охраняемыми природными территориями, в общей площади территории Чувашской Республики до 1,5 процента;
внесение в государственный кадастр недвижимости сведений об ограничениях, связанных с особыми условиями использования всех особо охраняемых природных территорий регионального значения, расположенных на территории Козловского района;
увеличение доли расходов консолидированного бюджета Козловского района Чувашской Республики на охрану окружающей среды в общем объеме средств, поступивших в районный бюджет Козловского района Чувашской Республики в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду, денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, сумм по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, до 38,4 процента
Срок реализации районной подпрограммы
-
2014 - 2020 годы
Объемы финансирования районной подпрограммы с разбивкой по годам ее реализации
-
общий объем финансирования районной подпрограммы составит 41787,3 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 год - 12940,0 тыс. рублей;
2015 год - 13016,0 тыс. рублей;
2016 год - 7040,0 тыс. рублей;
2017 год - 2089,0 тыс. рублей;
2018 год - 2182,1 тыс. рублей;
2019 год - 2297,85 тыс. рублей;
2020 год - 2322,35 тыс. рублей;
средства местных бюджетов - 5307,3 тыс. рублей, в том числе:
2014 год - 600,0 тыс. рублей;
в т.ч.:
районный бюджет - 500,0 тыс. рублей;
бюджет Андреево-Базарского с/пос. 10,0 тыс. руб.;
бюджет Аттиковского с/пос. 10,0 тыс. руб.;
бюджет Байгуловского с/пос. 10,0 тыс. руб.;
бюджет Еметкинского с/пос. 10,0 тыс. руб.;
бюджет Карамышевского с/пос. 10,0 тыс. руб.;
бюджет Карачевского с/пос. 10,0 тыс. руб.;
бюджет Солдыбаевского с/пос. 10,0 тыс. руб.;
бюджет Тюрлеминского с/пос. 20,0 тыс. руб.;
бюджет Янгильдинского с/пос. 10,0 тыс. руб.;
2015 год - 676,0 тыс. рублей;
в т.ч.
район 476,0 тыс. рублей;
бюджет Андреево-Базарского с/пос. 10,0 тыс. руб.;
бюджет Аттиковского с/пос. 10,0 тыс. руб.;
бюджет Байгуловского с/пос. 10,0 тыс. руб.;
бюджет Еметкинского с/пос. 10,0 тыс. руб.;
бюджет Карамышевского с/пос. 10,0 тыс. руб.;
бюджет Карачевского с/пос. 10,0 тыс. руб.;
бюджет Козловского г/пос. 100,0 тыс. руб.;
бюджет Солдыбаевского с/пос. 10,0 тыс. руб.;
бюджет Тюрлеминского с/пос. 20,0 тыс. руб.;
бюджет Янгильдинского с/пос. 10,0 тыс. руб.;
2016 год - 700,0 тыс. рублей;
в т.ч.
районный бюджет 500,0 тыс. рублей;
бюджет Андреево-Базарского с/пос. 10,0 тыс. руб.;
бюджет Аттиковского с/пос. 10,0 тыс. руб.;
бюджет Байгуловского с/пос. 10,0 тыс. руб.;
бюджет Еметкинского с/пос. 10,0 тыс. руб.;
бюджет Карамышевского с/пос. 10,0 тыс. руб.;
бюджет Карачевского с/пос. 10,0 тыс. руб.;
бюджет Козловского г/пос. 100,0 тыс. руб.;
бюджет Солдыбаевского с/пос. 10,0 тыс. руб.;
бюджет Тюрлеминского с/пос. 20,0 тыс. руб.;
бюджет Янгильдинского с/пос. 10,0 тыс. руб.;
2017 год - 749 тыс. рублей;
в т.ч.
районный бюджет 535,0 тыс. рублей;
бюджет Андреево-Базарского с/ пос. 10,7 тыс. руб.;
бюджет Аттиковского с/пос. 10,7 тыс. руб.;
бюджет Байгуловского с/пос. 10,7 тыс. руб.;
бюджет Еметкинского с/пос. 10,7 тыс. руб.;
бюджет Карамышевского с/пос. 10,7 тыс. руб.;
бюджет Карачевского с/пос. 10,7 тыс. руб.;
бюджет Козловского г/пос. 107,0 тыс. руб.;
бюджет Солдыбаевского с/пос. 10,7 тыс. руб.;
бюджет Тюрлеминского с/пос. 21,4 тыс. руб.;
бюджет Янгильдинского с/пос. 10,7 тыс. руб.;
2018 год - 842,1 тыс. руб.;
в т.ч.
районный бюджет 572,45 тыс. рублей;
бюджет Андреево-Базарского с/пос. 11,5 тыс. руб.;
бюджет Аттиковского с/пос. 11,5 тыс. руб.;
бюджет Байгуловского с/пос. 11,5 тыс. руб.;
бюджет Еметкинского с/пос. 11,5 тыс. руб.;
бюджет Карамышевского с/пос. 11,5 тыс. руб.;
бюджет Карачевского с/пос. 11,5 тыс. руб.;
бюджет Козловского г/пос. 114,5 тыс. руб.;
бюджет Солдыбаевского с/пос. 11,5 тыс. руб.;
бюджет Тюрлеминского с/пос. 22,9 тыс. руб.;
бюджет Янгильдинского с/пос. 11,5 тыс. руб.;
2019 год - 857,85 тыс. руб.;
в т.ч.
районный бюджет 612,45 тыс. рублей;
бюджет Андреево-Базарского с/пос. 12,3 тыс. руб.;
бюджет Аттиковского с/пос. 12,3 тыс. руб.;
бюджет Байгуловского с/пос. 12,3 тыс. руб.;
бюджет Еметкинского с/пос. 12,3 тыс. руб.;
бюджет Карамышевского с/пос. 12,3 тыс. руб.;
бюджет Карачевского с/пос. 12,3 тыс. руб.;
бюджет Козловского г/пос. 122,5 тыс. руб.;
бюджет Солдыбаевского с/пос. 12,3 тыс. руб.;
бюджет Тюрлеминского с/пос. 24,5 тыс. руб.;
бюджет Янгильдинского с/пос. 12,3 тыс. руб.;
2020 год - 875,35 тыс. руб.;
в т.ч.
районный бюджет 612,45 тыс. рублей;
бюджет Андреево-Базарского с/пос. 13,2 тыс. руб.;
бюджет Аттиковского с/пос. 13,2 тыс. руб.;
бюджет Байгуловского с/пос. 13,2 тыс. руб.;
бюджет Еметкинского с/пос. 13,2 тыс. руб.;
бюджет Карамышевского с/пос. 13,2 тыс. руб.;
бюджет Карачевского с/пос. 13,2 тыс. руб.;
бюджет Козловского г/пос. 131,1 тыс. руб.;
бюджет Солдыбаевского с/пос. 13,2 тыс. руб.;
бюджет Тюрлеминского с/пос. 26,2 тыс. руб.;
бюджет Янгильдинского с/пос. 13,2 тыс. руб.;
средства внебюджетных источников - 36480,0 тыс. рублей, в том числе:
2014 год - 12340,0 тыс. рублей;
2015 год - 12340,0 тыс. рублей;
2016 год - 6340,0 тыс. рублей;
2017 год - 1340,0 тыс. рублей;
2018 год - 1340,0 тыс. рублей;
2019 год - 1340,0 тыс. рублей;
2020 год - 1440,0 тыс. рублей.
Объемы и источники финансирования районной программы уточняются при формировании бюджета Козловского района Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период
(позиция в ред. Постановления администрации Козловского района ЧР от 19.08.2014 № 571)
Ожидаемые результаты реализации районной подпрограммы
-
реализация районной подпрограммы позволит:
создать новые рабочие места, повысить занятость и уровень жизни населения, осуществить строительство и ремонт автомобильных дорог, жилья;
обеспечить сохранение биологического разнообразия на территории Козловского района Чувашской Республики;
снизить вероятность нарушения жизнедеятельности населения вследствие негативного воздействия вод;
предотвратить загрязнение водных объектов за счет установления специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в границах водоохранных и прибрежных защитных полос;
увеличить количество гидротехнических сооружений, имеющих безопасное техническое состояние;
уменьшить негативное воздействие хозяйственной и иной деятельности на компоненты природной среды за счет снижения выбросов в атмосферный воздух, очистки поверхностных и хозяйственно-бытовых стоков, переработки, обезвреживания и безопасного размещения отходов.

Введение

Целевая программа Козловского района Чувашской Республики "Развитие потенциала природно-сырьевых ресурсов и повышение экологической безопасности" на 2014 - 2020 годы разработана в целях реализации федеральных законов "Об охране окружающей среды", "Об отходах производства и потребления", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".

Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными мероприятиями

Безопасное обращение с отходами в условиях современности, повышение уровня экологической безопасности и улучшение состояния окружающей среды являются одними из основных требований способствующих улучшению качества жизни населения.
Наиболее острой проблемой, способствующей ухудшению качества окружающей среды и нарастанию экологической напряженности, на территории Козловского района, является загрязнение отходами производства и потребления.
Увеличиваются объемы отходов, размещаемых на санкционированной свалке. Количество твердых бытовых отходов неуклонно возрастает из-за изменения образа жизни (в основном от использования одноразовой посуды, различных емкостей, оберточных и упаковочных материалов и т.д.), возрастает сложность состава бытовых отходов. В настоящее время содержание основных компонентов ТБО колеблется в пределах:
- макулатура - 58%
- пищевые отходы - 4,5%
- пластмасса разная - 4,6%
- металлолом - 19,7%
- древесные отходы - 1,7%
- стеклобой - 7%.
До 2010 г. сбор вторичных ресурсов, осуществлялось пунктами, созданными ООО "Чебоксарской Универбазой" и составляло 70,0 тонн макулатуры, 1,0 тонна полиэтилена, 32,0 т ветоши. Это всего 5 процентов от общего количества образовавшихся за год отходов, что составляет незначительное количество и характеризует недостаточное вовлечение их в товарный оборот в качестве дополнительных источников сырья. В 2010 г. ООО "Коммунальщик", разработав бизнес-план, начал сортировку и прессование макулатуры, пластика, полиэтилена и ветоши. Объем вторсырья, собранный ООО "Коммунальщик" за 2012 г. составило: картона 45,14 т, стеклотары 34,77 т, ПЭТ бутылок 2,84 т, за 8 месяцев 2013 г. ООО "Коммунальщик" собрал: картона 33,652 т, стеклотары 26,368 т, ПЭТ бутылок 1,256 т.
ООО "Коммунальщик" планирует расширить работу в этом направлении. На большинстве предприятий района работа по раздельному сбору отходов организована слабо, работа ведется в основном по раздельному сбору опасных отходов (ртутьсодержащие и маслосодержащие отходы), которые направляются на утилизацию в специализированные предприятия.
Для сокращения объемов отходов, направляемых на захоронение на свалку, требуется внедрение соответствующих экологически безопасных технологий сортировки и селективного сбора твердых бытовых отходов от населения, а также на предприятиях и организациях.
В настоящее время на объекте размещения отходов - санкционированной свалке у д. Новая Тюрлема ведутся работы по пуску в эксплуатацию мусоросортировочного узла. Санкционированная свалка Козловского района включена в реестр объектов размещения отходов и находится в аренде у ООО "Коммунальщик". В 2013 г. предприятие получило бессрочную лицензию.

Основные цели, задачи и сроки реализации Программы

Основной целью настоящей Программы является повышение экологической безопасности на территории Козловского района, что предполагает повышение защищенности компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия отходов на территории Козловского района.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: содержание существующей свалки согласно санитарных и экологических требований, с внедрением более совершенного (безопасного) технологического процесса захоронения, ее благоустройство; снижение негативного воздействия на окружающую среду отходов производства и потребления путем уменьшения объемов отходов направляемых на захоронение, селективный сбор и сортировка отходов, использование отходов в качестве вторичных источников сырья и предупреждения загрязнения территорий опасными отходами, строительство нового полигона ТБО, рекультивация существующей санкционированной свалки, сохранение и восстановление природной среды; формирование экологической культуры.
Масштабность и ресурсоемкость задач, которые необходимо решить в целях повышения экологической безопасности в Козловском районе, обусловлены их комплексностью и взаимосвязанностью. Это требует координации действий по реализации разнородных мероприятий организационного, научно-методического, проектного и восстановительно-строительного характера, согласованности по объемам и времени привлечения средств республиканского бюджета Чувашской Республики, местного бюджета и внебюджетных источников и может быть достигнуто только программно-целевым методом.
Программа реализуется в 2014 - 2020 годах.

Система программных мероприятий

Система мероприятий Программы направлена на достижение намеченной цели и решение поставленных задач.
Мероприятия Программы по основным направлениям предусматривают:
Раздел 1. Снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
- строительство мусоросортировочной станции, создание производства по первичной переработке отходов;
- благоустройство существующей свалки (в т.ч. подготовка к рекультивации);
- осуществление контроля за соблюдением требований санитарного и природоохранного законодательства при эксплуатации и обслуживании свалки; разработка нормативной технической документации (НТД): регламента, режима работы, инструкции по приему бытовых отходов, соблюдение схемы санитарной очистки;
- контроля за качеством и количеством поступающих на санкционированную свалку отходов;
- устройство живого ограждения по периметру территории свалки, озеленение санитарно-защитной зоны, обустройство подъездных путей, содержание в чистоте прилегающей к санкционированной свалке территории;
2. мониторинг за состоянием окружающей среды в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона.
- строительство полигона ТБО, сдача в эксплуатацию;
- рекультивация существующей санкционированной свалки;
- изготовление, замена и установка в достаточном количестве контейнеров для сбора ТБО, урн для мусора на площадях, улицах, парках, коллективных садах, гаражных кооперативах, остановках и др.;
- ликвидация несанкционированных свалок ТБО в населенных пунктах;
- организация сбора ртутьсодержащих отходов от населения;
- устройство контейнерных площадок с твердым покрытием, ограждение контейнерных площадок;
- внедрение раздельного сбора отходов на предприятиях;
- организация пунктов сбора вторичного сырья и сбор вторичного сырья от населения.
Раздел 2. Развитие сети особо охраняемых природных территорий и сохранение биологического разнообразия.
Проведение природоохранных мероприятий на территориях ООПТ.
Раздел 3. Сохранение и восстановление природной среды.
Озеленение территорий населенных пунктов
Раздел 4. Формирование экологической культуры.
Проведение мероприятий по формированию экологической культуры.

Ресурсное обеспечение Программы

Общий объем финансирования за весь период реализации Программы составляет 41887,3 тыс.рублей, в том числе за счет средств местных бюджетов - 5407,3 тыс. рублей, внебюджетных источников - 36480,0 тыс. рублей.
В ходе реализации Программы объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению с учетом реальных возможностей местных бюджетов Козловского района.

Механизм реализации Программы
и контроль за ходом ее выполнения

Заказчиком Программы является администрация Козловского района.
Механизм реализации Программы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей мероприятий, направленные на повышение экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности в Козловском районе.
Администрация Козловского района координирует деятельность исполнителей по выполнению программных мероприятий, контролирует использование финансовых средств, определяет первоочередность выполнения мероприятий с учетом приоритетных направлений Программы.
Исполнители мероприятий Программы ежегодно к 1 февраля до 2016 г. представляют в отдел сельского хозяйства администрации Козловского района информацию о ходе реализации Программы для обобщения и последующего информирования Собрания депутатов Козловского района.


VI. Оценка эффективности Программы

Реализация программных мероприятий позволит:
Уменьшить негативное воздействие хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду за счет снижения объемов отходов, направляемых на захоронение на свалку,
улучшить санитарное состояние и благоустройство территорий,
повысить экологической культуру,
возвратить в хозяйственный оборот ценную часть ТБО - вторичное сырье.

ИНДИКАТОРЫ
ожидаемой эффективности реализации мероприятий Программы

N
пп
Наименование показателей
2014 г.
2015 г.
2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1.
Демеркуризация ртутьсодержащих отходов
ежегодная сдача на утилизацию
ежегодная сдача на утилизацию
ежегодная сдача на утилизацию
ежегодная сдача на утилизацию
ежегодная сдача на утилизацию
ежегодная сдача на утилизацию
ежегодная сдача на утилизацию
2.
Осуществление селективного сбора ТБО: макулатуры, пластмассы, ветоши, стеклобоя (увеличение в процентах к предыдущему году)
не менее 5%
не менее 5%
не менее 5%
не менее 5%
не менее 5%
не менее 5%
не менее 5%
3
Количество контейнеров для ТБО на 1 человека (увеличение в процентах к предыдущему году)
не менее 3%
не менее 3%
не менее 3%
не менее 3%
не менее 3%
не менее 3%
не менее 3%


------------------------------------------------------------------